|
|
БронетехникаПервый автомобиль изобрели в сугубо гражданских целях. О возможности использования механического транспортного средства на полях сражений в конце 19-го века еще не думали. Однако не прошло и 2-х десятков лет, как предприимчивые изобретатели постарались внушить консервативным стратегам и тактикам идею о необычайных качествах автомобиля, проявляемых как на поле боя, так и в качестве средства тылового обеспечения и поддержки продвижения войск. Именно с этих увещеваний и начинается история военного транспорта, которую можно условно разделить на боевую (танки, БТР и прочее) и вспомогательную (тягачи, грузовики, инженерные автомобили и прочее) ветви. В этой статье речь пойдёт о бронетехнике, а о прочих военных автомобилях вы можете прочитать в отдельной статье. Гражданские конструкторы находились в жестких финансовых рамках и в первую очередь заботились о функциональности и экономической целесообразности своих творений. Их коллеги в погонах могли позволить себе многое, не принимая во внимание экономичность, экологичность и даже разумность своих идей. Поэтому, в истории создания транспортных средств наиболее необычные творения принадлежат именно военным конструкторам.
Оригинальная форма «царь-танка» основывалась на принципах конструкции орудийного лафета. По большому счету инженер Лебеденко, пытаясь решить проблему проходимости, просто увеличил размеры станины орудия. Диаметр колес передней пары равнялся 9 метрам, а задней – 1,5 метра. В качестве двигателя использовались моторы из стана «вероятного противника» - два агрегата компании Майбах (мощностью 240 л.с. каждый). Первые испытания «Царь-танка» выявили самый главный просчет конструкторов – значительную массу полноразмерного экземпляра. Колесные пары танка вязли в мягком грунте. Российским генералам пришлось отказаться от боевого применения этого монстра.
Справедливости ради необходимо заметить, что идеи создателя «Вездехода» - Александра Пороховщикова – гусеничная система, многослойная броня, цельнометаллическая «броневая рубка» (прототип башни танка) – нашли свое место во многих проектах бронетехники. Впрочем, потуги европейских конструкторов бронетехники выглядят не менее нелепо. Например, первый серийный танк - Mark I, сконструированный годом позже «Вездехода» Пороховщикова, базировался на шасси, упакованного в броню гусеничного трактора. В качестве двигателя использовались моторы Daimler/Knight на 105 «лошадок». Ромбовидное чудовище выглядело нелепо, но первая танковая атака в битве на Сомме доказала, что далеко не все идеи конструкторов военной бронетехники граничат с безумием. Стало понятно, что именно танки, самоходные пушки, бронированные автомобили будут определять характер войны в ближайшие десятилетия. Разумеется, конструкторы «в погонах» получили еще большее финансирование и поддержку государства.
Французские конструкторы проектируют шестиметровый танк Schneider CA1. Несмотря на впечатляющие габариты, Шнейдер демонстрировал завидную проходимость, а четырехцилиндровый двигатель Renault разгонял танк до 4 км/час. Для усиления пехоты и преодоления траншейных и проволочных заграждений этого было достаточно.
К радости министров финансов враждующих государств, склонность к гигантомании быстро проходит. Появляются вполне вменяемые проекты. Помимо конструирования сложных и дорогостоящих танков, российские и европейские инженеры занимаются доводкой до приемлемого состояния гражданских авто. Наиболее интересным проектом того времени стал бронеавтомобиль Остин-Путиловец, донором которого послужило гражданское авто английской компании «Austin».
В качестве двигателя используется 4-х цилиндровый агрегат с мощностью в 50 «лошадок». Бронеавтомобиль способен преодолевать водную преграду глубиной до полуметра, запас хода равняется двум сотням километров, максимальная скорость – 55 км/час. В «межвоенное» время появляется интересная тенденция создания скоростных легких танков и бронемашин, способных быстро перенести военные действия на территорию врага. Это было скорее наступательное, чем оборонительное оружие. Подобные танки и бронеавтомобили создаются и в Европе, и в СССР, и даже в Японии. Интересные проекты получились у польских конструкторов (танкетка TK-3), англичан (Carden-Loyd Mk VI) и японцев (Тип 94 ТК). TK-3 – изделие польского ВПК. Развивала скорость до 50 км/час. Масса – чуть более 2 тонн. Двигатель концерна Fiat, мощностью в 40 «лошадок». Вооружение – пулемет калибра 7,92 мм. Общая длина ТК-3 – 260 сантиметров. Carden-Loyd Mk VI – классическая танкетка, послужившая прототипом для многих подобных изделий. Экспортировалась в 16 стран. Служила в качестве тягача, разведывательной машины и легкого танка. Длина корпуса – менее 2,5 метров. Для сравнения – длина ВАЗ 2109 – 4 метра. Малоизвестный японский танк 94 ТК. Сегодня осталось всего несколько экземпляров такой техники. Двухместная бронемашина, укомплектованная двигателем от «Мицубиси». Максимальная скорость – 40 км/час. Запас хода – до 200 км. Вооружение – пулемет калибра 6,5 мм.
Проект «Ratte» так и не запустили в серию, в отличие от Panzerkampfwagen «Maus» - сверхтяжелого танка концерна Porsche. Этот десятиметровый, тяжелый танк, покрытый закаленной литой броней, весил около 190 тонн. Двигателем этого монстра был особый V образный агрегат с двенадцатью цилиндрами. Этот мотор, мощностью около 1800 «лошадок», разгонял «Maus» до 20 км/час.
К счастью для СССР и союзников, Германия успела построить только два подобных танка. Впрочем, СССР не отставал от Германии ни по размаху проектов, ни по скорости производства новых танков. Известно о нескольких уникальных прототипах, послуживших достойным ответом и «Maus» и «Ratte». Главным соперником гигантского Р1000 считается аналогичный виртуальный проект - КВ-5 «Бегемот». Эту конструкцию разрабатывал инженер Ж. Я. Котин, действующий по указанию самого Сталина.
КВ-5 «Бегемот» представлял собой целый бронепоезд на гусеничном ходу. В основе проекта лежала идея совмещения 3-4 шасси от танка КВ-5. В качестве орудийных башен использовались серийные узлы от танков КВ и БТ-5. Предусматривались и направляющие для реактивных снарядов «Катюша». Необходимо заметить, что в реальности танк КВ-5 «Бегемот» никто не видел. Большинство экспертов считают эту машину обычным пропагандистским проектом.
Помимо артиллерийского и стрелкового вооружения T31 Demolition Tank, оснащался огнеметом и двумя ракетными установками. До 1945 года было построено четыре опытных образца. После окончания войны к проекту уже не возвращались. Послевоенные проекты уникальной бронетехники связаны с попытками усовершенствовать классическую схему артиллерийского и стрелкового вооружения на борту бронеавтомобиля, заменив ее на ракетно-артиллерийскую или стрелково-огнеметную. Появляются оригинальные идеи танка-ракетомета, танка-миномета и танка- огнемета. Наибольшего успеха в этом направлении достигли отечественные конструкторы. В 60-х годах прошлого века реализуется проект «Объект 150» - танк с ракетным вооружением (на базе установки 2К4 «Дракон»). Базой будущего ИТ-1 (истребитель танков -1) стал танк Т-62. На протяжении 50-60-х годов все проектные работы проходили в КБ УВЗ.
Дата выхода в серию – 1968 год. ИТ-1 состоял на вооружении танковых батальонов до 1970 года. Столь короткий срок эксплуатации объясняется врожденным дефектом – отсутствием артиллерийского вооружения и устаревшей базой от Т-62. Стрелковое оружие ИТ-1 не могло противостоять противнику во время современного боя.
Приблизительно в это же время шведский ВПК выпускает очень оригинальный проект– безбашенный танк Stridsvagn 103, относящийся к классу «охотников на бронетехнику». Орудие калибра 105 миллиметров крепится к корпусу танка. Мощный двигатель, газотурбинной конструкции, (490 «лошадок») обеспечивает мобильность этого 39-тонного танка и, кроме этого, позволяет использовать на Stridsvagn 103 комплект навесного инженерного оборудования (бульдозерный ковш и прочее). Подвижность ствола орудия при наведении на цель обеспечивает особая гидропневматическая подвеска танка.
Современные танки удивляют скорее обилием электроники и футуристическими формами. Но, к нашему счастью, далеко не все бронированные транспортные средства принадлежат армии. Появилось множество частной бронетехники, доработанной согласно вкусам хозяев. Оригинальный проект реализовали энтузиасты из Украины, выполнившие стайлинг БРДМ-2РХ. Салон бывшего «разведчика» разделили на две зоны – пассажирскую и водительскую. В пассажирской зоне приподнята крыша корпуса. Все бойницы заменили камерами обзора. Информация выводится либо на дисплее водителя, либо на 22-дюймовом экране в салоне. Установлена высококачественная акустическая система.
Комфортный тепловой режим поддерживается дизельным отопителем и кондиционерами. Все рабочие качества БРДМ-2РХ остались без изменений. Машина имеет завидную проходимость и плавучесть, оборудована лебедкой и обвесом с мощными прожекторами. Не менее интересен проект неизвестного автолюбителя прокачавшего БРДМ до состояния люксового внедорожника. Контуры кузова донорского автомобиля украшают дополнительные решетки, лесенки и бугель, выполненные из хромированной стали. Отделка солона – кожа или кожзаменитель светлых тонов. В салоне очень много электроники. Приборная панель украшена оригинальным рулевым колесом с логотипом «БРДМ». «Родные» колеса БРДМ украшены оригинальными авторскими дисками. Стандартный глушитель выхлопной системы заменили на более продвинутый вариант с хромированной насадкой. Родной цвет ЛКП БРДМ заменен на иссиня-черный, матовый колер. Сохранены все дополнительные узлы и механизмы, увеличивающие проходимость бронеавтомобиля – выдвижные шасси, подкачка давления в шинах и помпа.
|
|
Необычные конструкции автомобилей. Копировать материалы без активной индексируемой ссылки на источник запрещено! |